
Метод был разработан Альфредом Томатисом, французским врачом
отоларингологом и фониатором, который определяется как педагогика слушания.
А. Томатис экспериментально подтвердил тот факт, что хорошая организация
слухового процесса может благоприятно влиять на наше развитие. В основе метода лежит
теория взаимодействия слухового восприятия и голоса. Томатис рассматривает ухо, как
важнейший орган, формирующий сознание человека. Ухо доставляет в мозг до 90 %
сенсорной информации, вместе с тем оно оказывает огромное влияние на все тело
человека.
Томатис разделяет «слышание» и «слушание». Слушание — это способность
нервной системы использовать звуковой сигнал в целях обучения и коммуникации,
вовлекая в данный процесс тело и эмоции. Это способность использовать свой слух
сознательно. Ни в коем случае эта функция не должна приравниваться к пассивному
звуковому восприятию, которое напрямую зависит от функционирования слуховой
системы. Можно иметь прекрасный слух, но при этом быть плохим слушателем: слышать
не значит слушать!
Области применения метода «Томатис»:
- развитие речевых и моторных навыков у детей;
- дислексия, заикание, проблемы с чтением;
- проблемы концентрации внимания;
- незначительные поведенческие расстройства;
- аутизм, нарушения развития;
- развитие коммуникативных навыков;
- управление стрессом (депрессия, беспокойство, повышенная возбудимость;
- развитие способности к пению, игре на музыкальных инструментах;
- развитие восприятия иностранных языков и избавление от акцента;
- динамизация в пожилом возрасте.