
Песочная терапия Песочная терапия представлена двумя
направлениями:
1. Психологическая песочница. При такой терапии работа идёт на
сюжетном уровне, при этом выравниваются и прорабатываются психические
особенности ребёнка, в таком случае песочная терапия представляет собой
преимущественно невербальную форму психокоррекции, поскольку
выявляются психологические сюжеты, актуальные для ребенка на данный
период времени, при необходимости сюжет направляется (выравнивается,
развивается, удерживается) ведущим. Используется либо песочница с
кинетическим песком и фигурками, либо световой стол, где образы рисуются.
2. Дидактическая песочница как образовательное пространство. В
данном случае работа происходит на предметно-манипулятивном уровне,
занятия носят более инструктивный характер. Решаются определённые
коррекционно-развивающие задачи: развитие мелкой моторики, освоение
пространства, счёта, удерживание сюжета, игры на взаимодействие, сенсорная
адаптация. Нарабатываются конкретные навыки: развитие хватательного и
указательного рефлексов, постановка руки, шриховка, навыки манипуляции с
песком и мелкими предметами, осваиваются новые понятия и
последовательности, решаются различные задачи в зависимости от
образовательные потребностей ребёнка.
В песке зависимости от уровня развития и потребностей ребенка,
раскрывается его творческий и учебный потенциал. В играх с песком
используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное
влияние на развитие межполушарного взаимодействия. У детей активно
развивается мелкая моторика: элементы могут строиться и рисоваться в песке
отдельными пальчиками, либо специальными палочками, в том числе с целью
постановки руки для письма. Ребенок учится владеть своими руками,
успокаивается, тренирует внимание, причинно-следственные и логические
связи, воображение, укрепляется нервная система, активно развивается
тактильное восприятие. Давно установлен факт о тесной связи между развитием
мелкой моторики и активизацией речевого аппарата. После нескольких
песочных занятий дети могут начать активнее и слаженнее говорить, становятся
более спокойными. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание
заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и
привычной для ребенка игровой среде. Если для ребенка это не является
излишним фактором, занятия проходят под музыкальное сопровождение — чаще
это классическая или медитативная музыка, которая стимулирует воображение,
помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией,
также по запросу и необходимости могут использоваться любимые композиции
ребенка, для обеспечения ему комфортной обстановки.
Говоря о дидактической песочнице, благодаря рисункам на песке ребёнок
может быстрее освоить буквы и цифры, понятия «право» и «лево», день и ночь,
времена года и т.д. Выполняя задания на песке, ребёнок взращивает интерес,
ведь песочная среда очень динамична, что также полезно при работе с
максимализмом и проблемами концентрации внимания. Как сенсорная среда,
песок очень ресурсный тактильный материал. Работа в песочнице с небольшими
фигурками дает много возможностей для развития памяти, восприятия,
мышления, воображения.
Также интересен проективный метод на построение своего мира, что
зачастую является дополнительной диагностикой внутрисемейных
взаимоотношений и может выявить ценный материал для родителей. Занятия
песочной терапией эффективно способствуют развитию детей с особыми
образовательными потребностями, однако следует учесть, что песок может, как
наполнять ресурсами, так и истощать, поэтому рекомендовано заниматься по
30-45 минут 2 раза в неделю, чередуя песочницу и световой стол.
Арт-терапия – это занятия искусством, обладающим лечебным
эффектом. Краски, вода, глина, человеческий голос или звуки музыкальных
инструментов помогают пережить дискомфорт, гиперчувствительность,
почувствовать свое тело и понять, что оно может приносить не только
страдания, но и удовольствие. Например, на занятиях музыкой дети с
отсутствием речи, от которых логопеды в директивной форме добивались
звуков, начинают подпевать. И через музыку учатся говорить. Арт-терапия
очень полезна тем, у кого нет чувства «Я» или оно слабое, например это
относится к детям с расстройством аутистического спектра, а также при
незрелости нервной системы, что неизбежно откладывается на эмоционально-
волевой сфере, понимании эмоций, коммуникативных навыках и поведенческих
особенностях. При сенсорных нарушениях и дефицитах необходимо творчество
с использованием различных материалов и сред, поскольку это напрямую
способствует сенсорной интеграции, а для ребенка с особенностями чувство
того, что он способен создать что-то красивое и приятное. Так же, крайне
важно, разделить это с другим человеком и для восприятия себя, и для
социальной адаптации. Арт-терапия – наиболее аккуратный и естественный
метод работы с детьми, требующими определенного подхода, безусловным
преимуществом арт-терапии является возможность невербального
эмоционального выражения и переживания того, что по каким-либо причинам
ребенок не может выразить словами. Помимо экологичной работы с
эмоциональной сферой, развития творческих способностей и способа
выражения, арт-терапия предоставляет большой спектр возможностей для
решения обучающих и развивающих задач в разнообразной, игровой, яркой,
интересной для ребенка форме и среде. Так, сказкотерапия помогает усваивать
роли, удерживаться в сюжете, понимать логические связи, улучшает
представления о социальных процессах, на примерах персонажей дает
возможность работать с проблемами ребенка. Лепка из пластилина, глины, теста
и песка улучшает сенсомоторику, позволяет обучать ребенка следовать образцу
и проявлять избирательность при выборе материала. Музыкотерапия
способствует запуску речи, адаптирует аудиально, успокаивает или напротив,
активизирует, способствует гибкости и подстройке ребенка при использовании
чередования ритмов и громкости. Рисование, помимо тактильной среды и
свободы выражения, открывает множество возможностей для обучения – цвета,
формы, границы, объекты, удерживаемость в процессе, подражание и т.д.
Продуктивная деятельность – это та деятельность, вследствие которой
имеется конечный продукт деятельности различного толка, в таком случае
используется более директивный подход к организации процесса занятия. В
зависимости от интересов и потребностей ребенка, средства арт-терапии
подбираются индивидуально.