Человеческий ребёнок рождается с очень маленьким набором навыков и опций, но с огромным потенциалом обучаться и адаптироваться. Человеческий детёныш может стать человеком только находясь в человеческом сообществе. И любую полноценную психическую функцию он может приобрести только через взаимодействия с другим человеком.

Человеческий ребёнок рождается с очень маленьким набором навыков и опций, но с огромным потенциалом обучаться и адаптироваться. Человеческий детёныш может стать человеком только находясь в человеческом сообществе. И любую полноценную психическую функцию он может приобрести только через взаимодействия с другим человеком.

Как это происходит в норме.

 

Дети рождаются с двумя движущими силами:

  1. Стремление к Сохранению Стабильности
  2. Мотивация Поиск  Роста

 

Первые полгода у ребёнка доминирует – Стремление к Сохранению Стабильности. Он должен быть в тепле, сухости, сытости и желательно поближе к маме. Его мало интересует окружающий мир, он реагирует на дискомфорт. Он вышел в новую среду обитания, где абсолютно другие условия жизни. Довольно Новизны! Нервная система стремиться только  к стабильности.

При благополучном развитии, во втором полугодии первого года жизни на сцене развития начинает доминировать другая движущая сила – Мотивация Поиск Роста.

Мотивация Поиска Роста — это заложенная в человека генетическая программа. Активная жажда, стремление расти, познавать мир, двигаться вперёд, расширять территорию своего влияния.  Желание расширить своё влияние и компетенции не связаны с какой-то конкретной задачей, партнёром, условиями или деятельностью. Это базовая мотивация.

 

Ребёнок сам:

  • Наблюдает и учится
  • Делится своим опытом с людьми вокруг
  • Нуждается в обществе и проявляет активную инициативу к взаимодействию
  • Исследует мир вокруг и на основе этого опыта постоянно делает обновление своих познаний
  • Пробует новые навыки снова и снова пока не получится
  • Наслаждается победой. Закрепляет в памяти эмоции от полученного опыта
  • И двигается вперёд, на поиски новых свершений

 

Мы не заставляем и не поощряем ребёнка делать это, он получает огромное удовольствие и удовлетворение от всего этого и мы тоже. Ребёнок стремится и продолжает познавать всё новые грани этого мира и своих возможностей в нём, а мы, родители, поддерживаем его и вдохновляем на новые подвиги. И получается прекрасная система, которая сама себя поддерживает и стимулирует.

.

Что происходит при Расстройстве Аутистического Спектра?

 

Учёные соглашаются, что вряд ли им удастся найти какой-то определённый фактор являющейся причиной РАС, но они пришли к выводу что ребёнок, которому в будущем будет поставлен диагноз РАС, рождается с определённым профилем и набором уязвимостей, это приводит к неспособности преодолеть порог, необходимый для запуска базовой Мотивации Поиска Роста. Таким образом, у них по-прежнему остаётся доминировать Стремление к Сохранению Стабильности, и это остаётся их единственной движущей силой.

В результате у детей с РАС не развивается восприятие себя как активных агентов в познании этого мира и мы начинаем замечать, что ребёнок:

 

  • Не обращает внимания на окружающих
  • Не инициирует взаимодействие и не поддерживает, когда ему предлагают
  • Не стремиться исследовать этот мир и получать новый опыт, а скорее избегает нового опыта
  • Однообразные, непродуктивные манипулирования с предметом могут его полностью поглотить, быть для него намного интереснее, чем лица и голоса близких людей
  • Он не приходит сам, чтобы показать, что он нашёл что-то или научился чему-то
  • Родителям приходиться прикладывать массу усилий, чтобы хоть как-то привлечь его внимание
  • Из-за отсутствия взаимодействия с окружающими людьми он упускает тысячи возможностей для развития, и разница между ним и его типично развивающимися сверстниками постоянно растёт

 

Он как будто развивается в условиях глубокой депривации, несмотря на то, что окружён самыми лучшими для него и самыми любящими его людьми.

Ученые по развитию давно заметили, что если дети не вносят достаточный вклад в отношения, то родители независимо от того, насколько они мотивированы и компетентны,  не могут это компенсировать и отношения не могут развиваться в нормальном режиме.

Читайте далее по теме:

Аутизм. Нарушения и последствия.
Ключевые дефициты аутизма

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked (required)